Social fich

Social fichające Polska» (Львов, 1853. №№ 2 и 3). Училище в Варшаве основывалось именно на польском образовании, которое должно было привить ученикам полезные навыки и широкий кругозор. Было выпущено несколько выпусков (8-й, 15-й). В 1874 г. первый выпуск лицеистов окончили 72 человека, второй — 92. В 1875 г., в соответствии с положением о пенсиях, выдали пособие на содержание лицеистов в размере 500 злотых в год и единовременную выплату в 50 злотовых.

Начались занятия по изучению канонических и литургических текстов. Осмысление святоотеческого наследия продолжалось в среде филологов под руководством Иоахима Лелевеля. По его приглашению факультативы по греческому языку читали известные полемисты профессор Варшавской духовной академии И. О. Драгоманов и профессор Варшавского университета М. Ф. Павличюс.

При Казанской церкви по инициативе Иоахим Лелевель открыл библиотеку для хранения и развития знаний в области православного богословия, которая была признана первой библиотекой Польши (17 января 1870 г.). Она состояла из книг из церковной и светской библиотеки, а также библиотеки архиерея.

В 1858 г Лелевелю была предоставлена должность профессора богословия. Он преподавал богословие в Варшавской и Краковской (с 1860 г) гимназиях, Львовском университете (с 1870 — снова в гимназия) (1860—1861). В семинарии ученики изучали догматическое богословие, а в академии — философию. Лекции читались с русского языка. В лекциях широко использовалась старославянская лексика и лексика славянских наречий. Иоахиму Лелевелю принадлежит авторство в составлении словаря славянских терминов, который использовался в качестве пособия для студентов.

Лекции в Варшавском университете читали известные учёные и преподаватели: математик, археолог, славист, этнограф, филолог, историк — Жемчужников Алексей Степанович, будущий профессор в Богословском институте. В Одессе в 1863—1864 гг. занятия вёл известный историк и общественный деятель И. Д. Беляев, позже преподававший в Дерптском университете. Выпускники лицея (стиль поведения — южный) значительно отличались от польской среды. Помимо светского образования, они систематически изучали греческий язы